Как сделать однозначное ТЗ при создании сайта?

Одной из основных проблем и причиной затягивания/срыва сроков при создании сложного сайта, и особенно проектов масштаба интернет-магазин или портал, бывает невозможность однозначной трактовки ТЗ, которое пишется в виде текста.

При этом, проблемы будут даже в случае, если ТЗ пишет профи, который хорошо понимает суть и процесс создания сайта. Когда же разработчику приходится работать по ТЗ, которое пишет сам заказчик, то тут полный караул. В таком ТЗ обычно минорные и незначительные вещи выделены, важные упоминаются таким образом, что их можно трактовать сотней вариантов.

При таком раскладе, когда ТЗ состоит на бумаге в виде кучи, часто плохо согласующихся друг с другом пунктов, всегда возникает ситуация, что делается макет, очень долго дорабатывается с дизайнером, потом со слезами принимается, верстается, а на этапе программирования начинаются гениальные идеи, чего бы еще добавить/изменить. Как правило, заказчик, который плохо понимает объем работы, возмущается, если его просят оплатить эти работы дополнительно. Еще бы, ведь для того, чтобы внести изменения на этапе программирования на сайт, необходимо куча трудозатрат:

  • Руководителю проекта нужно вникнуть в суть изменения;
  • Далее надо эту суть донести до дизайнера;
  • Дизайнер это должен нарисовать, т.е. изменить уже существующий макет под новые требования. Причем часто изменения таковы, что куча соседних блоков «едут» и надо согласовывать с заказчиком, что и куда можно приткнуть;
  • Макет вторично принимается;
  • Далее верстальщик должен с учетом измененных блоков сверстать измененный шаблон. Замечу при этом, что вносить изменения сложнее, чем верстать страницу с нуля.
  • Потом программист должен внедрить новый вариант верстки. Тут тоже позволю себе заметить, что тут задача усложняется тем, что можно запутаться в вариантах, в результате вся верстка на сайте едет и программист тратит кучу времени, пытаясь понять, где он потерял дополнительный закрывающий тег </div>

Все это серьезные проблемы, которые вызывают неврозы, истерики и несварение как у заказчика, так и у исполнителя.

А ведь давным давно уже существует технология разработки ТЗ, при которой львиную долю неоднозначностей можно избежать. Называется этот зверь – динамический прототип.

Что это такое?

Делается такая штука http://jtm7ml.axshare.com/#p=интернет_магазины

Вот скрин примера (полностью как это выглядит, можно посмотреть по ссылке выше)

Создать такой прототип можно за 2-3 часа. Особенность в том, что время для изменений в этом макете в 100 ниже, чем в сверстанном в реальности сайте. Динамический прототип дает возможность расположить все элементы на будущей странице: тексты, места под картинки, эмблемы, формы, ссылки, слайдеры, баннеры и другие активные элементы. Тексты можно писать сразу реальные, места под картинки можно сразу обозначить, что там будет конкретно.

Когда смотришь на такой прототип, с точки зрения дизайна он не показывает, что будет реально на сайте в конце разработке – это уже задача дизайнера красиво расположить элементы на странице. Зато он дает вам полное визуальное представление о том, что реально будет на странице, на которую попадет пользователь. Вы сможете еще до того момента, как дизайнер потратил кучу времени на создание первого макета понять, что на этой странице не хватает, или наоборот, лишнее.

Все это сильно сокращает время разработки, т.к. заказчик уже на 1 же день работы с разработчиком может видеть, что в итоге получится и может давать просьбы на внесение изменений.

Когда же такой прототип утвержден, то вся дальнейшая разработка идет быстрее и проще.

Если вы создаете сайт – требуйте от ваших разработчиков создание такого прототипа. Это реально сохранит ваши нервные клетки )) Как правило, разработка прототипа стоит отдельных денег, но оно стоит того. В общем виде, полное ТЗ должно состоять из такого прототипа и пояснительной записки к нему. Не в виде большого перечня слабо связанных документов, в виде кучи страниц с различным функционалом или информацией для персонала или пользователей.

Тогда ваш проект будет лишен неоднозначностей. Разработка такого документа стоит от 40 до 120 т.р. в зависимости от сложности задачи. В случае разработки магазина или портала, эти деньги окупаются в 3-5 раз и экономят кучу времени в дальнейшем.

ЗЫ Кстати, у меня можно заказать такую услугу, мои контакты  здесь

12.08.2015 / Проекты, Статьи, Статьи по SEO клиентам, Статьи по SEO специалистам, Услуги / Теги: ,
Похожие записи

Добавить комментарий