Шаг 1.0 — эволюция поиска

Давайте проведем небольшой блиц курс продвижения. Чтобы продвигать сайты в результатах поиска, необходимо хорошо понимать, что нужно Вашему посетителю. Не менее важно понимать, что нужно поисковикам, когда они формируют выдачу своей аудитории. Только понимая цели поисковиков и Вашего потенциального посетителя, можно преуспеть.

Цели посетителя это информация. Он что-то хочет узнать. Возможно, он ищет информацию о решении какой-то проблемы, или он уже определился с конкретным товаром, и теперь ищет где именно ему можно купить. Может быть, он просто хочет узнать значение слова или термина? Т.е. основная задача посетителя – получить нужную ему информацию.

Цели поисковиков в принципе тоже понятны – дать своему пользователю (он же наш потенциальный посетитель) ответ на его запрос. То есть предоставить ему ту перечень ссылок в выдаче, где можно получить информацию, которую он предположительно хочет получить.

Теперь, чтобы понять, что работает в продвижении, а что нет, и почему поисковые машины постоянно меняют и совершенствуют поисковые алгоритмы, давайте сделаем краткий экскурс в историю.

Вспомним цель поисковиков. Кроме того, чтобы дать пользователю нужную ему информацию, его задача не допустить в выдаче те странички, которые ответа на этот запрос не дают. Т.е. речь идет об исключении спама. Именно из-за наличия спамеров, которые используют поисковые системы, как бесплатную аудиторию для рекламы, идет все эпопея с постоянно меняющимися алгоритмами.

Изначально поисковые машины учитывали при ранжировании документов всего 2 тега: title – заголовок страницы, и метатег keywords, содержащий ключевые фразы заданной страницы. То есть вебмастеру предлагалось самостоятельно прописать перечень тех фраз и словосочетаний, по которым данная страничка должна показываться в поиске.

Эта система была простой и логичной, которая должна была хорошо по идее работать. И она работала… Пока не появились умники, создающие странички с назойливо рекламируемым товаром, которые набивали тег keywords огромными массивами ключевых слов, большая часть из которых никакого отношения к содержимому этой странички не имела. Со временем выдача стала ухудшаться.

Следующим логичным шагом поисковиков, было использование всего текста на странице. Т.е. чтобы ранжироваться высоко по какому-либо запросу, сама страничка должна была содержать слова этого запроса в своем видимом для пользователя тексте. На какое-то время это помогло, однако, следующее изобретение спамеров не заставило себя ждать. Теперь они создавали не одну страничку с рекламой, а автоматически генерировали огромное количество страниц с текстами, содержащими потенциальные запросы пользователя. Далее эти странички скармливались поисковику. В силу того факта, что эти потенциальные запросы содержались на таких страницах с высокой плотностью, такие странички ранжировались высоко. Когда же пользователь кликал на такую страницу из поиска, показывать ему бред, рожденный автогенератором, смысла не было – и его сразу перекидывали с помощью редиректа на страницу с порно или другой назойливой рекламой. Этот метод черного SEO получил название дорвей.

Со временем, количество дорвеев зашкалило за все приличные границы. Чистить выдачу от них оказалось довольно сложно, а их количество росло очень быстро. Необходимо было найти какой-нибудь параметр, который решал бы следующие задачи: усложнял манипуляцию с выдачей, позволял бы строить более адекватную выдачу. И такой параметр был найден – это ссылка. Что такое ссылка в нашем понимании? Это кредит доверия, или рекомендация. Если один сайт ссылается на другой, это значит, что владелец этого сайта рекомендует своим посетителям перейти на тот сайт. Т.е. факт рекомендации налицо и поисковые машины стали его использовать.

Итак, сначала Гугл, а затем и другие поисковики начинают использовать ссылки в своих формулах ранжирования. Если до сих пор я описывал развитие поисковиков в общем виде, то далее мы в основном подразумеваем Яндекс. После введения ссылочных факторов выдача заметно очистилась. Однако, для спама тоже открылись новые лазейки. Теперь спам стал сводиться к тому, как можно получать ссылки с разных сайтов массово и (желательно) бесплатно. Как оказалось, методов нашлось предостаточно:

  • Линкаторы – скрипты для автоматического обмена ссылками
  • Обмен ссылками – ты мне, я тебе
  • Доски объявлений – автоматически получаются ссылки с кучи досок объявлений
  • Каталоги сайтов – аналогично с досками
  • Форумы – прогон и спам, содержащий ссылку на продвигаемый проект
  • Комментарии в блогах и гостевых — аналогично
  • Использование дырок движков (XSS – отлично работающая тема) – генерация извне пустых страничек, содержащих ссылки на продвигаемые проекты
  • Покупка-продажа ссылок с использованием бирж

Основная проблема, с которой столкнулись поисковики, что со временем ссылка потеряла свою силу рекомендации. Ведь любой мог прогнать по каталогам, наставить комменты или просто купить ссылку с авторитетного ресурса. Мы не будем тут подробно расписывать долгий путь борьбы Яндекса с «пустыми» ссылками. Просто отметим, что по очереди все эти методы стали терять силу. Сначала самые спамные (линкаторы, доски объявлений), затем менее очевидно спамные (каталоги, форумы, гостевые). Далее, в течение 2 лет Яндекс пытается настроить формулу, учитывая ссылки с обычных сайтов. Постоянно подкручивается алгоритм то в сторону контента, то в сторону ссылок, но в любом случае спам с помощью ссылок остается возможным. Главное понимать, как обходить фильтры Яндекса. Т.е. максимально точно копировать естественный процесс при покупке ссылок.

В итоге мы приходим к тому, что Яндекс вводит в формулу ранжирования факторы, на которые влиять очень сложно, дорого или вообще невозможно в принципе. Например, возраст сайта или ссылки.   Также вводится учет факторов поведения посетителей на сайтах. Кроме того, Яндекс может точно (до 97%) определять факт продажности ссылки. Т.е. теперь все должно быть в иделе: внутренние факторы, ссылки, которые нельзя заподозрить в продажности, а также сам сайт должен быть удобен для пользователей.

Т.е. Яндекс свою задачу выполнил – влиять на выдачу стало очень сложно (по крайней мере некачественно и относительно бесплатно), во вторых, аудитория получила действительно качественную выдачу.

Видео по эволюции поиска

Теперь, обладая этими знаниями, двинемся дальше.

К следующему шагу >>

Поделиться в соц.сетях:
06.03.2011 / Статьи, Учебник SEO
Похожие записи

Добавить комментарий